Страны
Регионы
Города

Церковь Рождества Христова

Просмотров: 89
Добавлено: 2012-06-20
7 фото    0 видео
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Христова

Город отправления: Ярославль
Город экскурсии: Ярославль
Длительность экскурсии: 1 день
Расписание: с 10.00 до 17.00 без обеда (выходные – понедельник, вторник).
Главные достопримечательности:
В стоимость включено:
В пятницу, субботу и воскресение действует
Единый билет (территория, история, природа, «Слово…», «Иконы», «Сокорвища», звонница) – 500 руб.
Единый билет льготный (Дети 7-16 лет, учащиеся, пенсионеры РФ, ISIC) – 230 руб.
Входной билет:60 руб.
Программа:
Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.
Рождественский храм возводился в два этапа. Юго-западный Казанский придел встраивался в уже доведенную до половины высоты постройку, что значительно обогатило традиционную композиционную схему памятника (центральный высокий куб на подклете с первоначальным пятиглавием, двухярусная обходная галерея, завершающаяся на востоке двумя небольшими приделами, домообразное крыльцо).
Декор памятника достаточно лаконичен. Широко применены кессоны-ширинки - профилированные нишки , украшающие крыльцо, галереи основного храма и Казанского придела. Интересны изысканными почти скульптурными формами колонки внутренних сеней Казанского придела и "корсунский" крест, венчающий придельную главу - образец высокого мастерства ярославских кузнецов и медников XVIII века. Впервые в Ярославле в декоре храма используются "муравленные"изразцы, которые введены отдельными вставками на крыльце, горизонтальными поясами вокруг центрального барабана и по верху абсидных полукружий на восточном фасаде. Уникальным является изразцовый фриз, идущий по периметру четверика, отделяя позакомарные полукружия от глади стен. Здесь помещена храмозданная летопись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых. Гурьевы получили от царской казны на откуп богатейшие рыбные ловли на Каспии, откуда шла в столицу и верховые города красная рыба, зернистая и паюсная икра. Для защиты промысла от калмыков и яицких казаков купцы построили крепость, давшую впоследствии начало городу Гурьеву (территория Казахстана).
На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева. Общая система росписи традиционна: в алтаре - сюжеты на литургические темы, в куполе - евангельские сюжеты, на столпах - монументальные фигуры святых, из которых нижние - "небесные патроны" членов семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены "Стасти Христовы" - первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского "Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы" (1667 г.). В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка "Деяний апостолов": художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках - своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации "Отче Наш", "Символа Веры", "Семи Таинств". На западной стене, кроме традиционной сцены "Страшного Суда", размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: "Богоматерь - живоносный источник" и "Всякое дыхание да хвалит Господа". Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус - орнаментальный.
Адрес объекта: Ярославль, ул. Кедровая, 1.
Трансфер: Самостоятельно.