Страны
Регионы
Города

Церковь Николы Надеина

Просмотров: 111
Добавлено: 2012-06-20
7 фото    0 видео
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина
  • Церковь Николы Надеина

Город отправления: Ярославль
Город экскурсии: Ярославль
Длительность экскурсии: 1 день
Расписание: Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные: среда, четверг.
Главные достопримечательности:
В стоимость включено:
В пятницу, субботу и воскресение действует
Единый билет (территория, история, природа, «Слово…», «Иконы», «Сокорвища», звонница) – 500 руб.
Единый билет льготный (Дети 7-16 лет, учащиеся, пенсионеры РФ, ISIC) – 230 руб.
Входной билет 60 руб.
Программа:
Церковь Николы Надеина - первый каменный посадский храм в Ярославле. Построена в 1620-1622 гг. на средства одного из самых богатых купцов города "государева гостя" Епифания Андреевича Светешникова, по прозванию Надея (отсюда и второе название церкви - "Надеина").
Несмотря на дату строительства, архитектура храма во многом тяготеет к XVI веку. Художественный образ его лаконичен, прост, декоративные детали немногочисленны. Но вместе с тем это памятник новой эпохи, он предвосхищает распространенный тип ярославского храма XVII в. Центральный четырехстолпный куб храма, имевший 5 глав, поднят на высокий подклет. Двухярусная галерея опоясывает церковь с трех сторон и на востоке заканчивается двумя приделами (Северный - Благовещенский, южный св. Александра Свирского). В объем галереи входит шатровая колокольня. К западному фасаду примыкает большое домообразное крыльцо.
Стенописи храма, выполненные в 1640-1641 гг., являются самыми ранними в Ярославле XVII в. Храм расписывала артель из 20 художников, возглавляемая опытными мастерами костромичем Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым, нижегородцем Иваном Муравьем и молодым костромским живописцем Василием Ильиным.

Имена художников перечислены в круглом клейме юго-западного столпа. В настоящее время большая часть фресок находится под записью XIX в., которая дублирует первоначальные композиции. В наиболее значимых зонах храма - алтарь и своды - традиционно размещаются евангельские сюжеты. На столпах изображаются святые и мученики православной церкви. Здесь это византийские правители святые Константин и Елена, и русские святые князья.
Основная тема росписи центрального храма - житие св. Николая Мирликийского. “Русский Бог” - Никола Угодник - был чрезвычайно популярен в Ярославле. Отсюда такая подробная разработка темы его жития. Наряду с традиционными сюжетами в повествование включены “русские” чудеса Николы: спасение младенца от потопления в Киеве и чудо о пяти иконах в Ругодиве (Нарве), рассказывающие о событиях Ливонской войны.
Четко ограниченные прямоугольными рамками, композиции Никольского храма напоминают миниатюры или клейма икон. Немногочисленные детали и еще очень условный пейзаж не заслоняют от зрителя основной стержень рассказа. Но уже чувствуется стремление к занимательности, жанровым подробностям, которые станут столь характерными в последующих ярославских росписях. Раскрытые фрагменты стенописи "Никола возвращает зрение сербскому царевичу Стефану" в центральном храме (нижний ярус западной стены), часть библейских сюжетов на западной галерее - дают представление о первоначальной живописи. Колорит ее мягкий, сдержанный. Золотисто-охристые тона сочетаются с серыми, белыми, коричневыми и зелеными, часто сильно разбеленными.
Прекрасный резной барочный иконостас поставлен в 1751 г. Он выполнен по рисунку основателя национального театра Ф.Г. Волкова, в молодости бывшего прихожанином этой церкви. Мощные брусья первоначального тяблового иконостаса, расписанные по серебру травным орнаментом, видны в верхней части храма.
Великолепным образцом деревянной барельефной резьбы является напрестольная сень (просматривается за царскими вратами иконостаса), выполненная в форме церковного шатра с главкой и украшенная богатым орнаментом из ягод, дубовых веток, крупных цветов. Датируется 1636 годом.
Адрес объекта: Ярославль,Народный пер., 2.
Трансфер: Самостоятельно